Версия для слабовидящих
 
 

IT-преступления, или киберпреступления – это противоправные действия, совершаемые с использованием информационных технологий. Они могут быть направлены против отдельных лиц, организаций или государств.

Основные виды мошенничества

1. Взлом аккаунта

Если вы получаете сообщение с просьбой об одолжении денег или сборе средств для благотворительности, то убедитесь, что это реальный человек, спросите у него что-то, что знает только он, либо просто игнорируйте такие сообщения.

2. Кликбейт

Кликбейт – захватывающий заголовок, который прерывается на самом интересном месте, и вас отсылают читать продолжение в источнике. В большинстве случаев кликбейт относительно безопасен – скорее всего вас просто перенаправит на страницу с рекламными баннерами. Однако такие новости могут быть опасными, потому что туда можно вложить ссылку с опасным контентом.

3. Выигрыши

Баннер, картинка или плашка от браузера, где заявляется, что ваш IP-адрес был выбран в качестве победителя.

4. Платные опросы

Если вы видите такие предложения, то обратите внимание на предлагаемую сумму, если вам предлагают заработать 25 тысяч рублей за опрос – это обман.

5. Спам

Такие письма почти гарантированно содержат в себе вирус. Вы получаете спам-письмо, переходите по ссылке и дальше идет цепная реакция – одна ссылка перенаправляет на другую (а таких перенаправлений может быть сколько угодно много) и рано или поздно вы получите вирус или требование ввести личные данные.

6. Документы и файлы

В документах могут содержаться макросы. Они потенциально очень опасны. Поэтому если вы не пользуетесь макросами, то вам лучше отключить их исполнение в настройках офисных программ.

7. Фишинг

Фишинг – один из видов интернет-мошенничества, основанный на принципах социальной инженерии, целью которого является обманом вынудить пользователя совершить необходимые злоумышленнику действия. Многие фишинг-атаки незамысловаты и легко выявляются. А некоторые могут быть весьма изощренными, поэтому следует проявлять здоровую дозу скепсиса, чтобы отсеивать подозрительные письма, ссылки и сообщения. Чтобы не попасться на типовые фишинг-атаки, руководствуйтесь приведенными ниже рекомендациями.

Ответственность

За совершение вышеприведенных преступных деяний, в зависимости от способа совершения преступлений, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 158 УК РФ (кража, то есть тайное хищение чужого имущества), ст. 159 УК РФ (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием), ст. 159.3 УК РФ (мошенничество с использованием электронных средств платежа), ст. 159.6 УК РФ (мошенничество в сфере компьютерной информации).

Важно помнить, что IT-преступность – это серьезная проблема, которая требует внимания и принятия мер
для защиты себя и своих данных!

Как обезопасить себя от мошенников

  • Установите на телефон (компьютер) лицензированное антивирусное программное обеспечение.
  • Не устанавливайте и не сохраняйте без предварительной проверки антивирусной программой файлы, полученные из ненадежных источников: скачанные с неизвестных сайтов, присланные по электронной почте (подозрительные файлы лучше сразу удалять).
  • Используйте пароли, не связанные с Вашими персональными данными.
  • Не сообщайте данные карты (с лицевой и оборотной сторон), пароли и другую персональную информацию.
  • Поставьте лимит на сумму списаний или перевода в личном кабинете банка.
  • По всем возникающим вопросам обращайтесь в банк, выдавший карту.
  • Не выполняйте никаких срочных запросов к действию, в том числе по установке каких бы то ни было приложений.
  • Не перезванивайте по номерам и не переходите ни по каким ссылкам, которые приходят на e-mail или по СМС.

Общие правила для сотрудников

  • защитите ваши соцсети;
  • не переходите по подозрительным ссылкам;
  • не вводите данные от страницы на сторонних ресурсах;
  • не давайте ваш смартфон посторонним.

Общие правила для защиты соцсетей

  • Если в соцсети вам пишут с аккаунта банка или другой организации, проверьте аккаунт на официальном сайте или по телефону банка/компании. Если такого аккаунта там нет, не отвечайте на сообщения и заблокируйте подозрительный аккаунт.
  • Не доверяйте в соцсетях тем, кто просит у вас деньги, даже если просьба пришла от вашего друга. Позвоните по номеру телефона тому, с чьей страницы пришло сообщение, и уточните, действительно ли ему нужны деньги. Если нет – не отвечайте мошеннику, заблокируйте его и пожалуйтесь в службу безопасности соцсети.
  • Проверяйте все файлы, которые приходят в личных сообщениям. Если прикреплен файл с расширением .exe (надпись в конце названия файла), это странно – не открывайте файл.
  • Периодически проверяйте, когда последний раз ваш аккаунт был активен. Если появились подозрения, завершите все активные сеансы и смените пароль.

Как реагировать на странное электронное письмо

  • не переходите по ссылкам в письмах от незнакомцев, не нажимайте на картинки и кнопки;
  • если отправитель представляется сотрудником компании, но пишет не с корпоративной почты, а с обычной, например, mail.ru или gmail.com, не открывайте письмо;
  • не верьте в обещания внезапных выигрышей и не попадайтесь на попытки вас запугать;
  • не открывайте вложенные файлы из писем незнакомцев, как бы заманчиво они ни выглядели. Не скачивайте файлы типа *.exe, *.scr, *.bat, *.vbs;
  • видите странный адрес в письме, например, с ошибкой в доменном имени, – удалите письмо.

Как реагировать на подозрительный звонок

  • Мошенник может представиться сотрудником банка, покупателем, который хочет приобрести вашу вещь по объявлению, представителем компании, сообщающим о крупном выигрыше и т.п.
  • Не сообщайте никому данные вашей банковской карты, особенно СVС-код, особенно по телефону незнакомцу.
  • Если вам уже пришло СМС с кодом, не сообщайте его никому, особенно «сотруднику банка» – настоящие банковские служащие не будут спрашивать у вас такие данные.
  • Закончите разговор. Если человек представился сотрудником банка, позвоните в ваш банк, обрисуйте ситуацию и сообщите телефонный номер мошенника для проверки.

Вы попали на подозрительный сайт

  • не переходите по ссылкам, не нажимайте на подозрительные и кричащие картинки;
  • не верьте обещаниям внезапных выигрышей и не попадайтесь на попытки вас запугать;
  • если сайт неопрятный, кричащий, с грубыми ошибками в тексте и большим количеством уведомлений, всплывающих окон и призывов перейти или оставить данные, скорее всего, сайт фишинговый. Закройте вкладку и не возвращайтесь на него;
  • прежде чем ввести свои данные на сайте, убедитесь, что это нужный сайт: клоны иногда выглядят очень похожими на оригинал. Проверьте адрес несколько раз. Если что-то в нём вас смущает – закройте вкладку;
  • регистрируйтесь и покупайте только на сайтах с ЅЅL-сертификатами безопасности и двухфакторной аутентификацией. Чтобы зайти в личный кабинет, вас проверят по двум параметрам: помимо логина и пароля у вас спросят, например, код из СМС;
  • если перед адресом сайта вы видите HTTP, а не HTTPS и ваш браузер сообщает о ненадёжности страницы – он прав. Сайты без ЅЅL-сертификатов лучше обходить стороной.

Рекомендации для повседневной жизни

  • Не указывайте личную информацию в открытых источниках. Адреса, даты рождения, номера телефонов: ваши и членов вашей семьи. Всё это может помочь мошенникам узнать пароль или секретное слово, взломать ваши аккаунты и получить доступ к деньгам и данным.
  • Меняйте пароли не реже, чем раз в полгода. «Я вообще не меняю пароли, и меня ни разу не взломали. Зачем начинать?» – спросите вы, и это будет ошибка выжившего. Соблюдая правила, вы усложните работу преступникам, ведь никто не знает, когда на его деньги и данные может начаться охота.
  • Не используйте одинаковые пароли для всех ваших аккаунтов. Не давайте мошенникам ключ от всех дверей. Мошенник, узнавший пароль от одного вашего аккаунта, сразу же попробует открыть этим ключом остальные ваши кабинеты, и он подойдёт. Не рискуйте всем и проявите фантазию, придумывая новые комбинации.
  • Используйте режим инкогнито в браузере, когда работаете за чужим компьютером или заходите в свои аккаунты и вводите личную информацию. Когда вы закроете вкладку браузера, ваши пароли и данные не сохранятся, а выход из всех аккаунтов произойдёт автоматически.
  • Включите двухфакторную аутентификацию во всех ваших аккаунтах, потому что такой тип защиты надёжнее убережёт вас от атак мошенников – чтобы взломать ваш аккаунт, им придётся преодолеть двойной барьер. И это будет непросто.
  • Установите лицензионный антивирус на все ваши устройства.

Источник: https://kipk.ru

Полезные материалы и ресурсы

Памятка пользователям Интернета (pdf, 2,4 Мб)

Памятка пользователям банковских карт (pdf, 1,41 Мб)

Как не попасться на уловки мошенников? (jpg, 280 Кб)

Как защититься от онлайн-мошенников? (jpg, 360 Кб)

Что делать, если с карты украли деньги? (jpg, 380 Кб)

Осторожно: телефонное мошенничество (jpg, 321 Кб)

Презентация "Противодействие ИТ-преступлениям" (pdf, 1,56 Мб)


Fincult.info — информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком РФ. Его цель — формирование финансовой культуры граждан.

Раздел "Информационная безопасность" официального сайта Центрального банка РФ.

Куда обращаться, если столкнулись с мошенничеством в интернете

МВД России — https://мвд.рф

Сюда можно обращаться по поводу большинства преступлений. Например, пожаловаться на исчезнувший с предоплатой интернет-магазин. На сайте МВД можно отправить электронное сообщение, но, чтобы заявить о преступлении, нужно будет позвонить 02 (с мобильного — 112) и явиться в отделение лично.

Роспотребнадзор — http://rospotrebnadzor.ru/

Защищает права потребителей. Сюда можно жаловаться на недобросовестные торговые онлайн-площадки. Цена товара в итоге получилась выше? Покупку не доставили и не возвращают предоплату? Вещь оказалась некачественной и причинила вред вашему здоровью? Жалуйтесь в Роспотребнадзор! Принимает обращения в электронном виде. Предварительно обязательно ознакомьтесь с правилами обращения и авторизуйтесь через сайт госуслуг.

Роскомнадзор — https://rkn.gov.ru/

Сюда надо жаловаться, если вы узнали о нарушении в обработке вашей личной информации. Принимает обращения в электронном виде.

Еще Роскомнадзор ведет:

http://eais.rkn.gov.ru/ — единый реестр запрещенных сайтов

http://nap.rkn.gov.ru/ — реестр сайтов, на которых размещен нелегальный контент

http://97-fz.rkn.gov.ru/ — реестр сайтов с высокой посещаемостью. Сюда можно обращаться, если ваш сайт или блог вдруг стал недоступен без видимых техническим причин.

Горячая линия РОЦИТ — https://rocit.ru/hotline/

Сообщайте сюда о противоправном контенте и любых проблемах в сети: мошенничестве, низком качестве интернет-услуг, недобросовестных онлайн-магазинах, взломе аккаунтов и т.п. Эксперты проконсультируют вас и при необходимости свяжутся с профильными организациями и госорганами, которые могут решить проблему.

Горячая линия «Лиги безопасного интернета» — http://hotline.friendlyrunet.ru/?L=RU

Сюда можно пожаловаться на распространителей детской порнографии. Обращения принимаются через сайт, на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону +7(499)685-01-85.

Линия помощи «Дети онлайн» — http://detionline.com/helpline/about

Бесплатная всероссийская служба консультирования детей и взрослых по вопросам безопасного интернета и мобильной связи. Обращения принимают по бесплатному телефону 8(800)25-000-15 или через форму обратной связи на сайте.